«Наш народ, это народ Узеира Гаджибекова, Таира Салахова, Фикрета Амирова, Вагифа Мустафазаде, Муслима Магомаева, Насибы Зейналовой, Рашида Бейбудова и многих других великих людей удививших мир.»            Кямран Гасанлы.

«Подавать интересную информацию, через проекты, априори предназначенные развлечь, это высший пилотаж шоу бизнеса.»               Кямран Гасанлы.

Мой сегодняшний визави, в особом представлении не нуждается. Один из самых (если не самый) популярных азербайджанских шоуменов, телеведущий, создатель множества мегапроектов нашего телевидения и просто очень умный и эрудированный человек Кямран Гасанлы…

У каждого нашего человека свой Кямран Гасанлы, для кого-то он шоумен, масовик-затейник, для кого-то — веселый тамада, для кого-то — талантливый телеведущий? А ты как считаешь, кто он Кямран Гасанлы?

Махмуд, без всякого сомнения, бесспорно, конечно же, я шоумен. И я не понимаю почему некоторые люди  вкладывают в это слово, какой-то, слегка ироничный, не совсем серьезный смысл. По их мнению, вышел человек на сцену, на экран, покривлялся, сказал или изобразил что-либо, по его мнению смешное, и сразу стал шоуменом. Это абсолютно не так. Шоумен это главный человек в в сфере индустрии развлечений. А сфера развлечений это половина нашей жизни: кино, театр, музыка, литература, телевидение, компьютерные игры, спорт, наконец. Шоумен это профессия, здесь кроется корень слова профессионализм. Посмотрите на наших ближайших соседей. Сколько в ста сорока миллионной  России настоящих чистых шоуменов, не пардистов, певцов или юмористов. А чистой воды профессионалов таких как, Якубович, Дибров, Ургант, Галкин…

А в восьмидесяти миллионной Турции три-четыре человека  Саим Орхан, Окан Байюльген, Бейязит Озтюрк, Джюнейт Оздемир…

Хороший шоумен это драматург и поэт, филосов и психолог, массовик-затейник и расказчик анекдотов. Короче говоря, таланливый, во всех отношениях, человек (улыбается).

Какой формат общения со зрителем, публикой тебе больше всего импонирует?

Мне ближе всего любой формат, который наиболее удален от банальной развлекаловки. Нет ничего проще, чем просто развеселить зал, аудиторию. Достаточно одному (наиболее смешливому) засмеяться, как это состояние стремительно завоевывает всех. Заметь, как этот феномен используется в передачах-смешилках, когда после очередной шутки, остроты за кадром, раздается дружный хохот, облегчающий аудитории вхождение в веселое расположение духа. Мне это не очень интересно. А вот захватить зал так, что бы люди затаив дыхание слушали твой монолог, это уже гораздо труднее. Подавать интересную информацию, через проекты, априори предназначенные развлечь, это высший пилотаж шоу бизнеса.

 

Может быть поэтому на нашем телевидении так мало интелектуальных викторин, во всяком случае хорошего качества, познавательно-развлекательных передач. Ведь выполнить «фигуру» высшего пилотажа гораздо труднее, чем тупо долететь из пункта А в пункт Б.

Именно так. Вообще, это моя постоянная головная боль и причина большинства мелких недоразумений в общении с телевизионным руководством. Когда в разговоре с некоторыми телевизионными начальниками, начинаешь говорить об интеллектуально-познавательных или, хотя бы, развлекательных проектах с элементами интеллектуальных викторин, в лучшем случае ты встречаешь недопонимание. Почему-то считается, что скандальные ток-шоу, кухонно-музыкальное скоморошество или низкопробные скриптеды (сериалы, фильмы, ситкомы. Прим. наше) поднимают рейтинг передачи, а следовательно,  и канала. Конкретный пример, недавно на одной из передач я беседовал с дамой, как говорится «приятной во всех отношениях».  Я завел разговор о ренессансе,  и вдруг, с  ужасом понимаю, что моя визави, не только не знает ничего о «деталях» эпохи возрождения, но и само слово ренессанс ей не знакомо.  Потом на разборе меня долго укоряли, что не надо было говорить с ней на темы из области «высшей математики» (смеется). А я никак не мог поверить, что кто-то претендующий на появление в эфире, перед миллионной аудиторией, может не знать слово известное, любому шестикласснику старой школы. Я пытался доказать начальству, что не может человек, как «Эллочка Щукина» — вульгарная, недалёкая и сексапильная женщина, обходиться всего 30 словами в своем лексиконе. И одна из функций телевидения заключается именно в том, что бы поднимать интеллектуальный уровень своего зрителя. Если даже один человек услышавший в передаче незнакомое слово, откроет википедию и поинтересуется его значением, можно считать, что эфир был успешным.

Кямран ты затронул проблему популярности передачи или телеканала, то есть то, что сейчас называют модным словом рейтинг. Откуда наши телевизионные боссы узнают «рейтинговость» того или иного канала, передачи?

Фото Kamran Hesenli.

Когда-то я сделал целую передачу посвященную именно этой проблеме. Она тогда в эфир так и не пошла, но все желающие могут ее увидеть в ютубе*. Что касается рейтингов, то у нас есть одна организация, занимающаяся изучением телевизионного рынка. Она естественный монополист на нашем рынке телеизмерений. И по всей видимости, потому ее данные признаются официальными. Насколько я знаю, они установили около двухсот модемов, и вот на основе предпочтений этих семей, мы имеем то, что имеем (смеется). Хотя, в основе всех таких измерений должна лежать, в первую очередь, наука социология, ну и, бесспорно, современные технологии. Сначала надо создать панель. Это такая уменьшенная во много раз копия города или страны, где сохраняется соотношение его жителей. Сколько мужчин и женщин, сколько старых и молодых, сколько образованных и не очень. Учитывается социальный статус, количество детей, количество телевизоров и денег в семье. Но ничего подобного у нас нет, поэтому, как грибы после дождя, у нас множатся телепередачи самого низкопробного содержания. Это очень плохо, больно и обидно. Наш народ, это народ Узеира Гаджибекова, Таира Салахова, Фикрета Амирова, Вагифа Мустафазаде, Муслима Магомаева, Насибы Зейналовой, Рашида Бейбудова и многих других великих людей удививших мир…. И при этом телевидение сведено к уровню сельской свадьбы. Телевизионщики этого либо не понимают, либо не хотят создавать проекты, поднимающие уровень аудитории, а не опускаться до уровня малограмотной домохозяйки. Конечно скандалы, сплетни, всякого рода чернуху «делать» легче, чем пригласить на передачу композитора Эльдара Мансурова или художника Расима Бабаева и поговорить о великом, вечном…(задумывается). А рецепт, как это исправить прост, надо что бы у руля телеканалов стояли не чиновники, а люди из студии. Люди, которые своей кровью и потом, создали проекты, за которые им не было бы стыдно перед своими детьми.

Хорошо, оставим  рейтинги, рекламу и скандалы на совесть телевизионных начальников. Скажи, когда ты,  лично, считаешь что провел мероприятие, передачу круто?

Хороший вопрос. У меня уже давно, на личном опыте,  выработался свой способ определить получилось или нет. Он очень прост если я сам получил удовольствие, значит на сто процентов все остальное тоже на высоте. В этом отношении мне больше всего импонирует телевизионный формат. Когда ты держишь «руку на пульсе», понижая или повышая накал передачи или беседы. Доводишь ситуацию до апогея, а потом начинаешь переводить все в русло импровизации или ироничного диспута. Вот в этом заключается «кайф». И потом, немаловажную роль играет общественное мнение. Приятно, когда знакомые, друзья хвалят, обсуждают, иногда начинают цитировать, а начальство «ругает» (смеется). Главное для меня, в любом случае, это заставить зрителя думать, размышлять, делать выводы…

Что еще супер крутое ты хотел бы провести или спродюсировать? Другими словами какие телепроекты, в смысле жанра хотел бы воплотить в жизнь, если найдется щедрый спонсор?

Здесь, наверное, лучше начинать с проблемы спонсорства. Сейчас большинство богатых людей спонсируют или своих друзей или любовниц. При чем, все это делается из рук вон плохо. Безвкусное оформление, дорогие, но мещанские декорации, отвратительная режиссура и т.д. Тиражируются старые проекты, уже давно не актуальные. Только один мой проект восемнадцатилетней давности «Сизин саат», уже имеет несколько продолжений. И все это из года в год, уныло тиражируется без всякой новизны и оригинальности. Что касается меня, то я хотел бы создать целый цикл интеллектуальных программ.

Но для этого, опять же, нужны хорошие спонсоры, студии, оборудование, команда творческих и не равнодушных профессионалов. Не люблю брать примеры со стороны, но тут никак нельзя не сказать. Обрати внимание на грузинское телевидение. Целый арсенал, качественных лицензионных программ, именно, этически-смыслового содержания, без пошлости и банальной вульгарщины. Кроме того, у меня есть два сценария художественных фильмов «Близнецы» и «Пять пощечин», над которыми я работал два года. Сценарий «Близнецы», был написан совместно с кинооператором  Исрафилом Агазаде и показан грузинским киношникам (большая часть фильма по сценарию должна сниматься в старых улочках Тбилиси. Прим. наше), которые готовы принять самое непосредственное участие в съемках и помочь в создании фильма. Но опять же, нужен заинтересованный спонсор. Человек желающий снимать серьезные фильмы, а не комедии однодневки. В любом случае уверен, что в Азербайджане уже давно пора начать снимать серьезное кино, достойное интеллектуального уровня нашего народа.

Что ты ценишь в людях больше всего?

Искренность, искренность и… искренность…

А что раздражает или, лучше сказать, что в людях для тебя абсолютно неприемлимо?

Ложь и лицемерие.

Как ты описал бы человека со вкусом?

Можно привести много параметров, которыми должен обладать человек со вкусом. Но я скажу так, если человек любит и понимает джаз, значит у него есть вкус и в других отношениях он тоже не подкачает (улыбается).

Твои любимые места в Баку? Где любишь гулять, отдыхать?

К моему великому сожалению, Баку сильно изменился в последнее время. Ты помнишь великолепный художественный фильм «В одном южном городе», так вот «южности» в нашем городе осталось совсем чуть-чуть. И это еще полбеды, когда на месте старых домов, улочек возводятся помпезные, стекло-бетонные многоэтажки, в конце концов в этом мы не очень отличаемся от большинства европейских городов. Но когда, без широкого общественного обсуждения, реконструируются сады, парки, объекты исторической части города, это совершенно для меня не приемлемо. Я всегда очень любил «Губернаторский сад», который реконструировали, на мой взгляд, абсолютно не сообразуясь с его историей, окружающим ландшафтом. То же самое на Приморском Бульваре, где были старая Венеция и фонтан с лебедями, на Площади Фонтанов, в жемчужине нашего города «Ичери Шехер». Везде проделана огромная работа, потрачено много государственных денег, но сделано все, как-то, не от души. Все эти места навсегда потеряли свой неповторимый бакинский дух и присущий только нашему городу колорит. В любом случае, это слишком серьезная и обширная тема, для другой более специфической и обстоятельной беседы.

Фото Анара Алиева.

Что тебе нравится в Баку, бакинцах? Что не нравится?

Нравится доброта, смелость и гостеприимство. А очень не нравится, присущий именно многим бакинцам, потому-что в других регионах я этого почти не встречал, жизненный принцип «ёла вермяк» и его, еще более гнусная форма, «ёла вер гетсин» (совет сделать что- либо, не особо заморачиваясь на качество проделанной работы. Прим. наше).

Кроме Баку и Азербайджана, где тебе тоже комфортно?

Мне очень импонирует Европа, европейская культура, литература, музыка. А комфортно мне  в странах близких нам по менталитету. Это в первую очередь Грузия и, конечно же, Турция.

Твои любимые художественные фильмы?

Из наших фильмов я очень люблю картину Шамиля Махмудбекова и Аллы Ахундовой «Şərikli çörək» (Хлеб поровну. Прим. наше). В фильме прекрасно показан дух старого, советского Баку. Где превыше всего ставилась дружба, гуманизм и готовность поддержать, поделиться последним куском хлеба. Каждый кадр фильма мне напоминает мой двор, где я вырос, со всеми его проблемами, радостями, бескорыстным отношением к друзьям, соседям и даже малознакомым людям. Из советских, российских фильмов считаю шедевром кинематографа картину «Собачье сердце», снятый по произведению, моего любимого автора М. Булгакова. В фильме максимально наглядно показано, как интеллект борется с невежеством, и главное что происходит, когда на каком-то этапе истории хамоватое невежество берет верх. Из художественных фильмов мирового кинематографа, очень люблю картину « Храброе сердце», о герое шотландской борьбы за независимость от Англии, Уильяме Уолессе. Фильм о том, что нет в жизни ничего ценнее свободы, за которую можно отдать все, любовь, счастье, собственную жизнь.

А любимая книга или автор?

Здесь у меня все совпадает и автор и произведение (улыбается). «Конец и вновь начало» Льва Николаевича Гумилева. На мой взгляд Лев Гумилев величайший российский учёный и писатель. Археолог, востоковед и географ, историк, этнолог. А его книга «Конец и вновь начало», это уникальный взгляд на историю развития цивилизаций, к тому же, прекрасно иллюстрированная яркими историческими примерами. Теория «пассионарности», которую он сформулировал, объясняет почему все исторические события шли именно так, а не эдак. Как каждая цивилизация проходит все стадии от своего возникновения до полного упадка, или же до своего нового возрождения.

Твой девиз на сегодняшний день?

Бороться, бороться и еще раз бороться. Ты конечно же спросишь с чем? Отвечу так. Надо бороться с нашими национально-ментальными психологическими проблемами. Их у нас, к сожалению, очень много. Конечно с этими проблемами и до меня боролись такие гиганты, как Джалил Мамедкулизаде, Мирза Алекпер Сабир, Гусейн Джавид, но проблемы никуда не ушли. А ту великую драматургию, наших маститых авторов, сейчас заменило телевидение. И поэтому, его потенциал должен быть максимально использован на пользу нашему народу, а не только на бессмысленное развлечение и воспитание безвкусного потребительства…

Кямран, спасибо за интересную беседу. Желаю тебе бороться и побеждать. Делать качественные проекты. Творчески развиваться. Ну и конечно же, здоровья, терпения и немного удачи.

 

*«Сизин саат» передача о рейтингах не вышедшая в эфир   —   https://www.youtube.com/watch?v=jNNA0KzDLP0

 

 

 

BSJ